Международный Торговый Форум
«Ресурсы Роста. Ритейл и Интеграция»
Открытое пленарное заседание
«Новые горизонты российского ритейла:
пути международной интеграции и развития»
9 сентября 2025 | Крокус Экспо | Москва
Модератор: Богданов Станислав Алексеевич, председатель президиума АКОРТ (Ассоциация Компаний Розничной Торговли РФ).
Основные выступления спикеров: 8-10 минут для каждого.
Вопросы от модератора и аудитории: интерактивное обсуждение.
Подведение итогов и формирование рекомендаций: модератор и спикеры.
СПИКЕР
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Богданов С.А., Председатель Президиума АКОРТ
Приветствие участников и официальное открытие пленарного заседания
«Перспективы российского ритейла в свете международного сотрудничества»
Гутенев В.В., депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, Председатель Комитета по промышленности и торговле Государственной Думы РФ
«Совершенствование законодательного регулирования импортируемых товаров с целью стабилизации товарных потоков на внутреннем рынке и выравнивания условий деятельности различных каналов продаж»
Чекушов Р.А., Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
- Департамент международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли
«Роль государства в развитии экспорта промышленной продукции. Российский конкурентоспособной экспорт: миф или реальность»
Заславский В.В., Директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России
«Обязательная маркировка импортируемых и экспортируемых товаров: зоны роста и перспективы»
Брагина И.В., Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Среди индикаторов риска Роспотребнадзора (в сфере защиты прав потребителей):
1. Незаконное воспроизведение средства индивидуализации (использование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров). Как работает, какие сложности с внеплановыми проверками, надо ли уточнять
Цифровая маркировка
Бижанова А.А., Первый вице-министр торговли и интеграции Республики Казахстан
Казахстан как торговый хаб Центральной Азии: новые возможности для международной розничной интеграции
Кузьминов Я.И., к.э.н., научный руководитель НИУ ВШЭ
«Внешне- и внутриэкономические и политические контексты развития российского федерального ритейла и потребительского рынка в целом на перспективу ближайших 3 лет»
Огарков Б.А., директор по взаимодействию с органами государственной власти Х5 GROUP
«Потребительские тенденции на международном рынке – как стать заметным»
Влияние тенденций потребительского поведения на развитие сегмента импортируемых товаров и бизнес-стратегию лидеров потребительского рынка РФ
Мелешина А.Ю., член Правления управляющий директор ПАО «МАГНИТ»
«Импортозамещение и локализация производства непродовольственных товаров в ритейле: барьеры и перспективы»
Или опыт продвижения отечественных непродовольственных товаров за рубежом
Сорокин В.Л., генеральный директор торговой сети «ЛЕНТА»
«Ключевые направления трансформации бизнес-моделей российского ритейла»:
В части взаимодействия с зарубежными поставщиками и контрагентами
Мовчан Е.М., генеральный директор ООО "СТД "ПЕТРОВИЧ"
«Борьба с контрафактом на рынке DIY»
Зоны роста и вызовы сегмента трансграничной торговли
Перекрест А.А., руководитель группы по взаимодействию с государственными органами Lamoda
Регулирование онлайн-торговли в ЕАЭС: стимулы и барьеры
Ельчина Венера, зам. генерального директора Лемана ПРО
«Глобальные вызовы современного ритейла и форматы их преодоления»
Асадов Ботиржон Закирович, посол республики Узбекистан
«Рынки Центральной Азии и Узбекистана: перспективы развития взаимоотношений ритейла и производителей»
Обсуждение с залом
Заключение модератора
Цель и задачи дискуссии:
- Оценить текущее состояние российского ритейла и определить роль государства в создании оптимальных условий для развития отечественного ритейла как внутри государства, так и на международном уровне.
- Обсудить актуальные вопросы законодательного регулирования импортируемых товаров с целью стабилизации товарных потоков на внутреннем рынке и выравнивания условий деятельности различных каналов продаж.
- Выявить ключевые факторы, влияющие на формирование сети устойчивых партнёрств с иностранными государствами.
- Обсудить роль проекта «Сделано в России» в развитии производства отечественных потребительских товаров.
- Определить внешне-, внутриэкономические, политические контексты и перспективы развития российского ритейла на международном рынке в ближайшие годы.
- Обсудить инновационные подходы и ключевые направления трансформации бизнес-моделей российского ритейла.
- Выработать конкретные рекомендации для органов государственной власти, бизнеса и общественных организаций по созданию благоприятных условий для развития ритейла и укрепления позитивного имиджа России.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования импортируемых товаров с целью стабилизации товарных потоков на внутреннем рынке и выравнивания условий деятельности различных каналов продаж.
- Представлен проект «Сделано в России», как возможность естественного продвижения отечественных производителей в условиях здоровой конкуренции как на внутреннем рынке, так и на международном уровне.
- Сформированы рекомендации для органов государственной власти, бизнеса и общественных организаций по созданию условий, способствующих развитию российского ритейла и его интеграции на международных рынках.
- Сформирован график бизнес-миссий и участия в международных выставках с целью продвижения российского ритейла на международных площадках и укрепления позитивного имиджа России как страны, заботящейся о своем будущем.
Ключевые тезисы выступлений*:
Блок I: Развитие российского ритейла на внутреннем и зарубежных рынках в перспективе ближайших 3 лет.
1. Перспективы развития российского ритейла на внутреннем рынке РФ и за рубежом.
– Краткое обоснование важности темы в рамках достижения национальной цели экономического развития страны.
– Деятельность АКОРТ – статистика, тенденции, перспективы, государственные программы и важность формирования совместной стратегии продвижения российского ритейла.
– Поддержка российского производителя – импортера и экспортера. Формирование экосистемы ритейл-индустрии. Фокус на выращивание сильных лидеров рынка внутри страны, которые впоследствии самостоятельно выйдут на международный рынок, независимо от оказываемой поддержки.
2. Совершенствование законодательного регулирования импортируемых товаров с целью стабилизации товарных потоков на внутреннем рынке и выравнивания условий деятельности различных каналов продаж.
– Минпромторг выделил значительные ресурсы на сертификацию и омологацию, то есть доработку изделий по требованиям внешних рынков. Это существенно снижало затраты отечественных производителей. Впоследствии была добавлена еще одна опция — компенсация значительной части логистических затрат, до 80 процентов.
– На пути к этому особую значимость приобретают задачи преодоления логистических барьеров, создания транспортной инфраструктуры для товарооборота, прежде всего с перспективными рынками Глобального Юга, Африки, Латинской Америки. Развитию отечественного экспорта, по мнению Президента РФ, будет способствовать и переход на расчеты в национальных валютах через клиринговые платежные системы и платформы.
– Акцент на совершенствование структуры экспорта, которая служит катализатором обновления наших отраслей экономики и стимулирует ее дальнейший рост. Основные меры поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, компенсация затрат на конгрессно-выставочную деятельность, законодательно закреплены основные терминологические понятия.
– Устойчивое экономическое развитие и технологический суверенитет – наш стратегический приоритет: современные вызовы и возможности. Примеры успешных инициатив и лучших практик.
3. Роль государства в развитии отечественного производства – российский конкурентоспособной экспорт, широкая система поддержки: финансовые инструменты, кредитование и государственная гарантия.
– Обзор государственных программ и проектов в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» - формирование устойчивого преимущества, которое основано не только на продукте, но и на сопровождающей его экосистеме.
– Акцент на стратегической цели государства на необходимости наращивания объёма экспорта несырьевых неэнергетических товаров России и создания зарубежной инфраструктуры поддержки экспорта.
– Пример эффективной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса по нацпроекту "Международная кооперация и экспорт" — сотрудничество группы РЭЦ и компании SFT Group — одного из российских лидеров в производстве картонов и упаковки из вторичного сырья.
4. Обязательная маркировка импортируемых и экспортируемых товаров: зоны роста и перспективы.
– Одним из способов борьбы с подделками может стать обязательная маркировка товаров. В России с 1 октября 2020 года маркировка стала обязательной для парфюмерии, а с 2025 года она еще внедрена для мыла, средств для волос, бритья, дезодорантов и косметики.
– С 1 июля 2026 года все участники рынка должны будут использовать электронный документооборот при отгрузке маркированной продукции.
5. «Внешне- и внутриэкономические и политические контексты развития российского федерального ритейла и потребительского рынка в целом на перспективу ближайших 3 лет»
________________________________
Блок II – Поддержка МСП: поддержка регионального предпринимателя, новые форматы для продвижения
Сохранение тренда на экспортеров — субъектов малого предпринимательства. Рост экспорта продолжится во многом за счет целевых программ господдержки, в частности, льготного финансирования.
Презентация программы «Сделано в России», которая с 2025 года стала частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Преимущества для региональных компаний от получения сертификата проекта.
Акцент на дерегулировании, как необходимой и ожидаемой мере с целью повышения конкурентоспособности, стимулирования экономического роста и улучшению рыночной эффективности.
6. Продвижение отечественной продукции на внутреннем и зарубежных рынках.
Оказание поддержки и экспертное сопровождение предприятий, деятельность которых направлена на реализацию программ импортозамещения, достижения технологического лидерства, кадрового суверенитета, продвижения российских товаров и услуг.
Формирование инновационных подходов к продвижению отечественных товаров и услуг, призванных эффективно донести их уникальные преимущества до мировой аудитории и обеспечить дальнейший рост несырьевого экспорта страны.
Максимальное расширение представленности российской продукции, создание новых каналов сбыта. Формирование устойчивой инфраструктуры продвижения на зарубежных рынках.
________________________________
Блок III – развитие экспорта, интеграция российского ритейла на азиатский рынок.
По результатам опроса, проведенного РЭЦ, интерес бизнеса к рынкам Юго-Восточной Азии продолжает расти, а в топ-5 перспективных направлений, по мнению экспортеров, вошли страны ЕАЭС и СНГ, Ближнего Востока, Китай, государства АСЕАН и Южной Азии.
7. Потребительские тенденции на международном рынке.
Рекомендации, как выгодно выделяться на международном рынке.
Влияние тенденций потребительского поведения на развитие сегмента импортируемых товаров и бизнес-стратегию лидера потребительского рынка РФ.
8. Импортозамещение и локализация производства непродовольственных товаров в ритейле: барьеры и перспективы.
Примеры успешных практик по продвижению отечественных непродовольственных товаров за рубежом.
9. Трансформации бизнес-моделей российского ритейла.
Взаимодействия с зарубежными поставщиками и контрагентами.
Примеры успешного использования подобных практик.
Роль российского ритейла в мировых тенденциях.
10. Борьба с контрафактом на рынке DIY.
Зоны роста и вызовы сегмента трансграничной торговли.
11. Ключевые тенденции развития рынка товаров для домы.
Вызовы, барьеры, перспективы.
12. Рынки Центральной Азии/Узбекистана для российского ритейла.
13. Вопросы развития экспорта и импорта потребительских товаров (включая СТМ) в Китай»
14. Важность комплексного подхода к формированию экосистемы ритейл-индустрии.
Перспективы экспорта напрямую зависят от способности государства и бизнеса совместно выстраивать и масштабировать новые логистические маршруты, развивать альтернативные системы расчетов, снижающие зависимость от западной финансовой инфраструктуры и ослабляющие риски вторичных санкций для партнеров. Необходима и системная работа по расширению ассортимента конкурентоспособной продукции и географической диверсификации экспортных поставок.
________________________________
В программе возможны изменения